Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Автомобильный транспорт (АТ) в общей транспортной системе занимает особое место. Являясь наиболее массовым видом транспорта, он особенно эффективен и удобен при перевозке грузов. Большая роль и значение АТ в транспортной системе народного хозяйства РФ обуславливается большими трудовыми и материальными затратами, как в сфере, связанной с перевозочным процессом, так и с ТО и ремонтом подвижного состава.
Для обеспечения работоспособности подвижного состава АТП, его надежности при осуществлении перевозок, возникает необходимость в создании специализированных предприятий, предназначенных для хранения, ТО, ремонта автомобилей и снабжения их эксплуатационными материалами. Совокупность такого рода предприятий образует основные фонды АТП, эффективное использование которых, является основной задачей каждого автотранспортного предприятия (автотранспортного участка).
Таким образом, АТП является основной производственной базой для поддержания подвижного состава в технически исправном состоянии и обеспечения его высокой производительности.
Однако, успешное решение задач, стоящих перед автомобильным транспортом, зависит не только от улучшения организации непосредственно перевозок, но также и от совершенствования технической эксплуатации автомобилей, позволяющей обеспечить высокую эксплуатационную надежность подвижного состава и снижение затрат на его содержание, путем своевременного и качественного технического обслуживания, правильного хранения и ремонта. Поэтому анализ выполнения плана технического обслуживания (ТО) и ремонта подвижного состава, является важной и неотъемлемой частью общего анализа деятельности любого АТП.
Поэтому ремонтные мастерские АТП играют важную роль в поддержании подвижного состава в работоспособном состоянии.
1 Описание назначения и области применения проектируемого технологического оборудования
Тележка для снятия коле относится к гаражному оборудованию, в частности к устройствам для демонтажа агрегатов транспортного средства. Тележка состоит из сварной Г-образной рамы на которой установлены ролики, которые позволяют перемещать тележку в горизонтальной плоскости. Также на раме смонтирован винт в подшипниковых опорах. Винт в свою очередь соединен с кареткой с помощью гайки. Каретка сварная имеет роликовые направляющие с помощью которых перемещается в вертикальном положении.
На каретке крепятся захваты которые могут переставляться меняя ступенчато ширину захвата 1100 мм., 950 мм., 800 мм. Меняя ширину захвата можно поднимать автомобильные колёса диаметром от 900 мм. до 1300 мм. на высоту 700 мм. [1]
Данная тележка может также использоваться для демонтажа и монтажа различных агрегатов массой до 500 кг. На захватах тележки можно установить столик что даст возможность перевозить мелкогабаритные грузы.
2 Анализ существующих конструкций на основании проведения патентных исследований
Важным критерием в проведении ТО и ремонта автомобильного транспорта является высокое качество работ по ТО-1. Для повышения производительности разборочно-сборочных работ, снижения трудоёмкости и для удобства разборки и сборки разработано несколько конструкций тележек.
Проведем анализ наиболее часто спользуемых тележек и гайковертов при ремонте грузовых автомобилей
В описание к изобретения № 1194734 приведено описание устройства для демонтажа, транспортирования и установки на ремонтную позицию агрегатов транспортного средства, содержащее подвижное на колесах основание, закрепленную на нем стоику с поворотной от силового цилиндра стрелой, несущей элемент крепления агрегата для его подъема, отличающееся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей путем обеспечения проведения ремонтных операций, стойка выполнена Т-образной в средней части и снабжена съемными элементами, одними концами шарнирно закрепленными на концах перекладины стойки, а на других свободных концах размещены захваты, причем на стреле посредством роликов закреплена и зафиксирована относительно стойки цепь, на конце которой подвешен указанный элемент крепления агрегата для его подъема.
Изобретение относится к обслуживанию и ремонту транспортных средств и может быть использовано преимущественно на станциях технического обслуживания (СТО), не имеющих специального оборудования и больших производственных площадей.
Устройство тележки показано на рисунке 2.1 Устройство содержит П-образное основание 1 с днищем 2, Т-образную стойку 3, перекладина 4 которой соединена со съемными элементами 5, имеющими захват 6, телескопическую стойку 7, соединенную с перекладиной 4 и стрелой 8.
Рисунок 2.1- Устройства для демонтажа, транспортирования и установки на ремонтную позицию агрегатов транспортного средства
Стрела 8 вращается вокруг оси 9, размещенной в продолжении верхней части стойки 3. На стреле 8 на двух роликах 10 расположена цепь 11 с элементом 12 крепления (крюком). На стойке 3 имеется фиксатор 13 цепи. Телескопическая стойка 7, стрела 8, цепь с элементами 12 крепления, являются элементами подъемника устройства.
Устройство работает следующим образом. Агрегат (агрегаты) автомобиля отсоединяют от смежных элементов, выводят агрегат (агрегаты) из соответствующего отсека автомобиля при помощи предлагаемого устройства его подъемника (опускают вниз на днище 2 основания 1, если нужна дополнительная операция разборка, слив масла и т. п., или поднимают вверх); устанавливают агрегат в захвате б рычагов 5 и приступают к ремонту. [1]
Процесс сборки осуществляется в обратной последовательности.
К недостаткам данной тележки можно отнести её большие габариты, неудобство в эксплуатации.
В описание к изобретения № 1678669 приведено описание устройства для монтажа агрегатов транспортного средства.
Изобретение относится к гаражному и ремонтному оборудованию и может быть использовано для снятия агрегатов транспортного средства.
Устройство изображено на рисунке 2.2. Устройство содержит тележку на колесах, вертикальную полую стойку, по которой перемещается каретка на роликах. В кронштейне стойки крепится рукоятка 7. снабженная рычагом 8, связанным тросиком 10 с фиксатором 12, установленным во втулке 13, жестко связанной с кареткой. Стойка имеет в верхней части ролик, через который проходит тросик, одним концом связанный с кронштейном на стойке, а вторым - с кареткой и пружиной, расположенной внутри стойки. На каретке посредством кронштейна крепится плита 21, снабженная Г-образными захватами 23, установленными на шарнирах 22. Плита снабжена винтом 24, на одном конце которого крепится упорный диск 25, а на другом - ручной привод в виде рукоятки, связанной с винтом посредством собачки,
Рисунок 2.2 Устройства для монтажа агрегатов транспортного средства
обеспечивающей реверс вращения винта 24 в плите 21. Тележка подводится, например, к заднему мосту автомобиля, каретка посредством нажатия рычага 8 устанавливается на высоте, необходимой для достижения соосности винта 24 с диском 25 и моста автомобиля, и фиксируется посредством фиксатора 12. Вращением винта 24 достигается плотное прижатие диска 25 к торцу моста, производится захват барабана Г-образными захватами 23. Винт 24 вращается в обратную -сторону, при этом осуществляется снятие барабана.
Устройство для демонтажа агрегатов транспортных средств содержит тележку 1 на колесах 2, вертикально на тележке установлена полая стойка 3, по которой перемещается каретка 4 на роликах 5. Каретка снабжена кронштейном 6, на конце которого крепится рукоятка 7, снабженная рычагом 8, установленным на шарнире 9, связанная тросиком 10, перекинутым через ролик 11, установленный на кронштейне 6 с фиксатором 12, установленным во втулке 13, жестко закрепленной на каретке. В верхней части стойки 3 в кронштейне 14, жестко связанном со стойкой, установлен ролик 15. Через ролик 15 перекинут тросик 16, один конец которого жестко связан с кронштейном 17, а второй конец проходит внутри полой стойки 3, огибая ролик 18, и связан с кареткой 4, подпружиненной пружиной 19, размещенной в полой стойке 3. На каретке 4 посредством кронштейнов 20 крепится плита 21, на которой посредством шарниров 22 установлены Г-образные захваты 23. Плита 21 оборудована горизонтальным силовым винтом 24, на конце которого закреплен упорный диск 25. Винт 24 снабжен ручным приводом в виде рукоятки 26, связанной с винтом посредством собачки (не показана), позволяющей вращать винт. Стойка 3 снабжена отверстиями для установки фиксатора 12.
Устройство работает следующим образом.
Тележка 1 подводится, например, к оси заднего моста. Нажатием рукоятки 7 производится вертикальное перемещение каретки 4 на роликах 5. При этом пружина 19 сжимается в стойке 3, Достигается соосность винта 25 и упорного диска 26 с торцом заднего моста (не показан). Нажатием рычага 8 через тросик 10 приводится, в действие фиксатор 12 и осуществляется фиксация каретки 4. После чего посредством рукоятки 26 производится поджатие упорного диска 25 к торцу моста. Под действием вращения винта 24 в плите 21 производится надежное прижатие диска 25 к торцу моста. После чего производится захват барабана Г-образными захватами 23, установленными на шарнирах 22 на плите 21. Затем, после переключения собачки, связанной рукояткой 26 с винтом, производится вращение винта 24 в обратную сторону. При этом осуществляется снятие тормозного барабана с заднего моста. По окончании операции снятия барабана производится его укладка на транспортную тележку и барабан транспортируется к месту ремонта [1].
Недостатками устройства является малая манёвренность из-за отсутствия поворотных роликов, что приводит к повышенному износу опорных роликов, требует большей мышечной силы при манёвре и царапанью пола. Также к недостатком можно отнести узкую специализацию, трудность в изготовлении и высокую стоимость тележки.
В описание к изобретения № 897593 приведено описание тележки со съёмом для замены колёс транспортных средств.
Известна тележка со съемником для замены колес транспортных средств, содержащая основание на колесах, несущую раму, расположенную в вертикальной плоскости, горизонтальную балку, размещенную на раме с возможностью поступательного перемещения в вертикальной плоскости, устройство для захвата и поддержки снимаемого колеса, а также силовой привод, расположенный на горизонтальной балке.
К недостаткам этой тележки относится ограниченность ее применения только для транспортных средств с полностью открытыми колесными нишами, а также значительная сложность конструкции.
Устройство для захвата снимаемого колеса выполнено в виде захватной скобы, шарнирно соединенной с зажимным рычагом и дополнительно стянутой с ним пружиной растяжения, при этом силовой привод выполнен в виде лебедки с тросом, оба конца которого заведены за обводные ролики, расположенные на противоположных концах горизонтальной балки, и через захватные скобы соединены с зажимными рычагами.
Тележка со съемником для замены колес транспортных средств изображена на рисунке 3.3. состоит из основания 1, которое имеет два неповоротных колеса 2 и одно полноповоротное колесо 3. В основание вмонтирован вал 4, на котором закреплена траверса 5, имеющая два рычага 6, шарнирно связанные одним концом с лыжами подъема 7, другим концом через пассивный рычаг 8 с основанием 1. На траверсе 5 установлена рукоять подъема 9, которая имеет ч-одного конца защелку (не показана), а с другого - ручку управления 10 этой защелки. К основанию жестко закреплен зубчатый сектор 11, который входит в зацепление с защелкой рукояти подъема. На основании 1 установлена вертикально П-образная рама 12, на боковых стойках которой имеются ряды отверстий 13 под пальцы-фиксаторы 14, для установки на необходимую высоту горизонтальной балки 15 съемника. Посередине балки 15 расположен корпус 16 лебедки-съемника, в передней части которого имеется неподвижный упор 17, а внутри установлен тросовый барабан 18 съемника с приводной ручкой 19 и за щелкой 20.
На концах балки 15 имеются обводные ролики 21. Через эти ролики проходят концы троса 22, на которых крепятся захватные скобы 23 съемника с зажимным рычагом 24, шарнирно соединенные между собой пальцем 25, причем концы троса 22, проходя через окно 26 и обходя снаружи соединительный палец 25, закрепляются на зажимном рычаге; сердечники троса крепятся к тросовому барабану так, чтобы при вращении барабана в одну сторону оба конца троса 22 наматывались на него, а при вращении в другую сторону разматывались. Захватные скобы 23 и зажимные рычаги 24 кроме того стянуты пружиной растяжения 27.
Рисунок 2.3 Тележка со съемником для замены колес транспортных средств
Устройство работает следующим образом.
При демонтаже колес транспортное средство вывешивается на высоту, достаточную для заводки под колесо тележки. Тележку устанавливают таким образом, чтобы 25 лыжи подъема 7 зашли под демонтируемое, колесо, при этом балка 15 со съемником поднята в крайнее верхнее положение. Нажатием на ручку управления 10 защелкой последнюю выводят из зацепления с зубчатым сектором 11 и последующим нажатием на рукоять подъема 9 приводят во вращение траверсу 5. Траверса 5, поворачиваясь на валу 4, поднимает с помощью рычагов 6 и 8 лыжу 7 до касания с шиной колеса и фиксирует ее, введя снова в зацепление защелку рукояти подъема 9 с зубчатым сектором 35 11. В таком положении через свободное пространство рамы 12 производится отвинчивание и снятие крепежных гаек и сухарей крепления. После этого балка 15 опускается, устанавливается на нужной высоте и 40 фиксируется с помощью фиксаторов 14 таким образом, чтобы упор 17 съемника находился на уровне оси вращения колеса. Защелка 20 съемника отводится от барабана 18 съемника и фиксируется в нейтральном положении. Захватные скобы 23 заводятся за шину колеса, при этом зажимные рычаги 24 отводятся в сторону. Когда захватные скобы 23 установлены, отпускаются зажимные рычаги 24 и пружиной 27 надежно удерживаются на колесе. Защелка 20 барабана, имеющая скос на торце, вводится в зацепление с барабаном съемника 18 и вращением ручки 19 производится намотка троса 22 на барабан съемника, при намотке защелка за счет скоса на торце позволяет тросу наматываться на барабан, но препятствует его размотке. При вращении барабана 18 съемника происходит натяжение троса 22, который, во-первых, затягивая зажимной рычаг 24, прочно фиксирует захватную скобу 23 на шине колеса, а во-вторых, за счет упора 17 коробки съемника в ось колеса стягивает его с посадочного места. Когда колесо полностью сошло с посадочного места, его подтягивают захватными скобами 23 к раме 12 и в таком положении транспортируют к месту складирования.
Данная конструкция тележки со съемником позволяет вести демонтаж любых типоразмеров колес с транспортных средств, имеющих практически любую конфигурацию колесных ниш, а кроме того, она проста и надежна в эксплуатации.
К недостаткам тележки можно отнести сложность конструкции и высокую стоимость изготовления. [1]
В описание к описанию изобретения № 2019431 приведено описание устройства для замены колёс транспортного средства.
Использование: в гаражном оборудовании. Сущность: устройство содержит кинематически связанные один с другим верхние и нижние захваты и привод Каркас снабжен Г-образным рычагом с серьгой, которая в зависимости от расположения центра масс устанавливается в то или иное отверстие для поддержания оси колес в горизонтальном положении.